Новый год, новый СПАРК

Система СПАРК обогатилась информацией по «новым» странам, в том числе по Кипру (на котором, как известно, зарегистрировано несколько десятков тысяч учредителей российских компаний), запустила улучшенные модули по судебной информации и анализу клиентского портфеля... Об этих и других новинках команда СПАРКа рассказала на прошедшей 13 декабря ежегодной конференции, которая стала рекордной по числу участников.

Итак, по порядку. С помощью сервиса «Портфель» теперь можно «скрестить» данные, которые вы знаете о своих клиентах, с информацией, которую собрал о них СПАРК. Почему это важно?

«Портфель» покажет, сколько из клиентов могут стать банкротами, скольким предъявили крупный судебный риск, кто переехал в другой регион, какие компании аффилированы...

Но даже самые полные сведения об отдельной компании не дают представления о том, как эти риски распределены именно по вашему портфелю: ведь один клиент обеспечивает 25 % выручки, а другой – всего 1 %. «Портфель» же позволяет взглянуть на окружающую действительность через призму именно вашего бизнеса.

Для этого надо загрузить в СПАРК реальные суммы дебиторской задолженности с разбивкой по конкретным юрлицам. Вы увидите, таким образом, ту вашу выручку, которая оказалась под угрозой, и то, какая часть будущих платежей в полной безопасности.

Всю информацию в «Портфеле» можно увидеть в динамике. Таким образом, легко можно понять, ухудшается или улучшается ваш клиентский портфель с течением времени.

Благодаря новому сервису можно лучше увидеть слабые места в системе управления дебиторкой, быстрее принимать решения в отношении целесообразности продолжения бизнеса с отдельными контрагентами, лучше прогнозировать кэшфлоу, источники и масштабы просрочки.

СПАРК продолжает также расширять спектр источников, причем не только российских. За последний год в системе добавились сведения о юридических лицах Молдавии, Киргизии, увеличилось число трансграничных цепочек собственности. С декабря в системе стали доступны данные по компаниям Кипра, в 2017 году этот список будет продолжать пополняться.

С каждым годом в СПАРКе, благодаря анализу информации из зарубежных реестров, также все больше данных о зарубежных связях российских компаний. В ряде случаев такие трансграничные цепочки собственников превышают 20 звеньев.

Что касается российских юрлиц, то появился новый раздел в карточке компании – «Контрагенты». Для формирования раздела система использует данные из 8 различных источников.

Помимо новых источников (а всего их в системе уже 600), СПАРК постоянно занимается и качественным повышением уровня анализа данных.

Так, кардинально расширились возможности для построения выборок. Система теперь может, например, в пару кликов отобрать «все компании с выручкой больше 1 млрд руб., с численностью персонала больше 20, с "хорошим" ИДО...» Добавлена возможность отбора компаний по ряду новых дополнительных признаков: совладельцы юридических лиц (можно дополнительно указать долю владения, страну, источник информации), дочерние компании, факт наличия залога.

Расширен функционал диаграммы связей: легенда стала информативней, появилась возможность ограничивать глубину поиска связей на заданное количество уровней, улучшен вывод самой диаграммы в PDF и Visio. Если компания входит в список пользователя то, она будет выделена синим цветом, если компания входит в «рисковый» список, то она будет помечена красным цветом.

Более наглядной стала судебная информация. Прежде всего, лучше стали видны риски: какова сумма исков? на какой стадии рассмотрения находятся дела? Есть ли у компании банкротные дела, корпоративные споры?

Команда СПАРКа рассказала на конференции, как совершенствуются и становятся все более точными аналитические модели: Индекс должной осмотрительности, Индекс финансового риска, Индекс платежной дисциплины.

В частности, число факторов, которые учитываются при расчете Индекса должной осмотрительности, выросло с 40 до 50, и это дает возможность выявлять новые схемы использования недобросовестных юридических лиц.

Почти в 2 раза выросло за год число компаний, по которым рассчитывается Индекс платежной дисциплины. Это стало возможно благодаря увеличению числа участников программы, в рамках которой в СПАРК поступают от крупнейших компаний данные о реальных сроках оплаты счетов их контрагентами.

Клиенты СПАРКа представили конкретные кейсы, связанные с использованием системы для снижения кредитных рисков, для более эффективной работы с дебиторской задолженностью. Так, компания «А ГРУПП» поделилась опытом использования кредитных отчетов крупнейшего в России Объединенного кредитного бюро, доступных через систему СПАРК, для отсеивания потенциально рискованных клиентов.

Для пользователей СПАРКа по-прежнему особый интерес представляет опыт использования данных из системы в качестве доказательной базы в суде, рассказал заместитель генерального директора «Интерфакса» Сергей Яковлев.

Каждый квартал в России рассматривается около 1500 судебных дел, когда компании пытаются оспорить налоговые доначисления, связанные с «недолжной осмотрительностью». И, по практике конкретных дел, налогоплательщикам очень часто бывает необходимо доказать, что сделка с контрагентом действительно носила реальный характер (например, товар по ней был поставлен), и что должная осмотрительность была проявлена в полном объеме.

В целом ряде случаев, как показывают конкретные судебные дела, для этого используются отчеты по компаниям, полученные из системы СПАРК.

Так, в деле «Элемент Строй» суд счел, что налогоплательщик, который проверил статус контрагентов только через ЕГРЮЛ, не проявил в полной мере должной осмотрительности, так как не оценил риски хозяйственных связей в комплексе.

«Общество имело возможность установить степень неблагонадежности контрагентов из программного комплекса СПАРК, стоимость сведений которого является минимальной в сравнении с общим объемом получаемой Обществом прибыли от осуществления своей деятельности, однако не воспользовалось возможностью для получения необходимой информации…», – говорится в решении суда.

Создатели СПАРКа видят свою задачу в том, чтобы, оперативно реагируя на все изменения в регулировании, в судебной практике, экономике в целом, создавать все новые инструменты, позволяющие надежнее защищать бизнес от возникающих рисков.

Источник: www.s-director.ru

Число банкротств физлиц в последнем квартале года выросло на четверть

Москва. 12 января. ИНТЕРФАКС - Количество граждан, признанных банкротами, в октябре-декабре 2016 года, выросло более чем на 27% к предыдущему периоду, продолжив тенденцию последних кварталов, свидетельствует статистика Единого федерального реестра сведений о банкротстве (fedresurs.ru).

С момента начала работы в октябре 2015 года института банкротств физлиц количество граждан-банкротов в России ежеквартально увеличивается. Суды в последнем квартале 2016 года признали банкротами 6 875 граждан, в I квартале 2016 года - 2 780, во II квартале - 4 612, в III квартале - 5 392.

При этом судами все реже применяются реабилитационные процедуры в отношении должников. Так, в последнем квартале 2016 года решение о реализации имущества было принято судами в 76% случаев, а о реструктуризации долгов - лишь в 24%, при том что в первом квартале года доля реабилитационных процедур составляла 35%, сообщил "Интерфаксу" глава проекта "Федресурс" Алексей Юхнин.

"Суды перестали относиться к реструктуризации долгов как к предшественнице процедуры реализации имущества должника, со второй половины прошлого года в большей части случаев признают граждан банкротами, минуя реструктуризацию долгов", - подтверждает руководитель правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуард Олевинский.

По мнению экспертов, суды и в дальнейшем будут нечасто предоставлять гражданам возможность реструктурировать долги. "За все время существования института банкротств физлиц план реструктуризации долгов был утвержден лишь для нескольких десятков граждан, при общем числе банкротов в 20,5 тысячи, поэтому можно предположить, что склонность судов принимать решения о реализации имущества, минуя реабилитацию, будет сохраняться", - отмечает А.Юхнин.

Тенденция к увеличению числа банкротств физлиц также может продолжиться. "Рост числа решений о признании граждан банкротом связан с тем, что на рынке появилось достаточно предложений об оказании гражданам помощи в подготовке и проведении процедур банкротства, которые пока слишком сложны для того, чтобы должник сам справился с задачей списания долгов", - комментирует Э.Олевинский.

Банкротство становится более доступной процедурой для граждан, благодаря изменениям в законодательстве. Так, пошлина при подаче физлицами в суд заявления о банкротстве с 1 января 2017 года снижена в 20 раз, теперь она составляет 300 рублей. Кроме того, Минэкономразвития разработало законопроект об упрощенной процедуре банкротства физлиц, который еще проходит межведомственное согласование.

Что касается корпоративных банкротств, то их количество в IV квартале 2016 года выросло на 13% к предыдущему кварталу - до 3 380. В целом за 2016 год обанкротились 12 604 компании, что на 14% ниже, чем в 2015 году, и всего на 4% больше, чем в докризисном 2013 году.

Эксперты отмечают, что ситуация в сфере корпоративных банкротств стабилизируется, в том числе, благодаря смягчению условий банковского кредитования. В случае дальнейшего сокращения ключевой ставки Банком России можно ожидать в течение 2017 года постепенного снижения числа юрлиц-банкротов, первым рубежом будет выход на уровень 950 корпоративных банкротств в месяц, сказал "Интерфаксу" эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Алексей Рыбалка.

При этом отраслевая структура компаний-банкротов вряд ли существенно изменится. "Напряженная ситуация в 2017 году может сохраниться в секторах с наибольшим сжатием рынков, на восстановление которых потребуется больше времени, чем другим: строительство, предоставление коммерческих услуг, машиностроительный комплекс. Продолжение позитивной тенденции в этом году стоит ожидать в таких отраслях, как транспорт и связь, где уже пятый квартал подряд увеличивается грузооборот транспорта, а также сельское хозяйство, в котором благоприятные условия, подкрепленные политикой импортозамещения, способствовали постепенному снижению числа банкротов вот уже четвертый год подряд", - отметил А. Рыбалка.

В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве арбитражные управляющие и организаторы торгов раскрывают сведения о ходе процедур банкротства, проведении и результатах торгов имуществом должников. В 2016 году число ссылок на реестр в практике арбитражных судов превысило 16 тысяч, что почти на четверть больше, чем в 2015 году, и в два раза выше уровня 2014 года.

СПАРК помогает проверять МСП, участвующие в закупках

Крупнейшие российские заказчики в 2016 году заключили с малыми и средними предприятиями контрактов более чем на 1,5 трлн рублей, однако необходимо постоянно контролировать, чтобы в торгах участвовали независимые и честно ведущие бизнес компании, а не подставные фирмы, считает первый вице-премьер Игорь Шувалов.

"Но я не совсем верю, и прошу постоянно корпорацию МСП проводить (мониторинг - ИФ) вместе с другими участниками рынка, с "Интерфаксом" через их СПАРК", - заявил он на Гайдаровском форуме в Москве. Мониторинг должен выявлять "дутые" закупки у малого и среднего бизнеса, о которых отчитываются госкомпании, сказал он.

"Начинаем вскрывать, а там компании, которые как будто между собой конкурируют, а они все имеют единого учредителя. Есть какие-то признаки - и мы понимаем, что там нет никакой конкуренции, создается видимость конкуренции. И задача для нас - научиться в первую очередь это исполнить (норму закупок госкомпаний у МСП - ИФ). И, конечно, потом мы эти требования должны будем предложить рынку, что только так нужно будет, по квоте, заказ в пользу малых и средних предпринимателей размещать", - заключил он.

Как сообщил на форуме генеральный директор Корпорации МСП Александр Браверман, такой анализ компаний-поставщиков уже проводится.

Анализ закупок крупнейших 225 заказчиков, проведенный по запросу Корпорации МСП, не выявил признаков прямой аффилированности МСП - участников торгов с заказчиками, сказал на форуме исполнительный директор "Интерфакса" Владимир Герасимов. В частности, проверялись связь заказчиков и поставщиков через прямое владение, косвенные признаки аффилированности, возраст компаний-поставщиков, концентрация заказов.

При этом, сказал В.Герасимов, привлечение МСП к торгам способствует развитию конкуренции. Так, в среднем на торгах, где победителем стал субъект МСП, количество поданных заявок было в 2016 году 2,9, тогда как при закупках в рамках процедур закона 223-ФЗ, регулирующего закупочную деятельность компаний с госучастием, - лишь 1,69 заявки.

Как сказал В.Герасимов, если доля закупок у единственного поставщика в общем объеме закупок крупнейших корпораций составила по итогам года 63%, то при закупках у МСП - 24,6%, то есть 3/4 всех торгов являются конкурентными.

В результате возросшей конкуренции экономия средств при закупках у субъектов МСП составила по итогам года 17,83% - против средних 1,6% для всего объема закупок по 223-ФЗ.

Российские компании теперь обязаны хранить информацию о своих бенефициарах

Российские компании, согласно вступающему 21 декабря в силу закону, обязаны иметь информацию о своих бенефициарных владельцах и предоставлять ее по запросам ряда госорганов. За невыполнение этих требований может быть наложен штраф до полумиллиона рублей.

Создавая возможность получения информации о бенефициарах компаний, Россия выполняет свои международные обязательства в рамках "двадцатки".

Ряд стран, входящих в G20, создали единые реестры бенефициаров компаний, Великобритания сделала его в этом году полностью публичным.

Большинство территорий, которые входят в список офшоров, под давлением международного сообщества также вынуждены были согласиться на создание единых реестров компаний и трастов. Информация из этих реестров будет предоставляться и по запросам госорганов других стран.

В то же время США, где в ряде штатов, таких как Делавэр, юридические лица можно регистрировать на номинальных владельцев без указания истинных бенефициаров, проблему с информацией о собственниках компаний до сих пор так и не решили.

Российские компании, согласно поправкам в закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…», теперь обязаны хранить информацию о своем бенефициаре не менее 5 лет и обновлять ее не реже чем один раз в год.

Юридическое лицо должно направлять всем участникам компании (а также участникам участников по цепочке) запрос с требованием предоставить сведения о бенефициарных владельцах, оно может запрашивать сведения в реестрах юрлиц . Учредители и участники юрлица обязаны представлять имеющуюся у них информацию, передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных.

Если определить бенефициара компания не может, то она должна иметь доказательства, подтверждающие, что компания предприняла меры для его установления.

Информация о бенефициарных владельцах юридического лица должна будет также раскрываться в его отчетности в случае и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности в декабре одобрила законопроект, оставляющий только за Федеральной налоговой службой и Росфинмониторингом право запрашивать у юридических лиц информацию об их бенефициарных владельцах.

Кадровики влезают в долги работников

Крупнейшие бюро кредитных историй (БКИ) отмечают рост интереса компаний к кредитным историям сотрудников. Число организаций, проверяющих работников с помощью БКИ, выросло за год вдвое. Как минимум 50 крупных компаний запрашивают кредитные истории более чем 140 тыс. сотрудников. Цель — минимизировать риски внутреннего мошенничества на фоне растущей долговой нагрузки граждан. Эксперты отмечают, что такая практика не нарушает закон при согласии работника, но указывают: возможности для отказа у сотрудников ничтожны.

О резком росте спроса работодателей на кредитные истории сотрудников в этом году сообщили "Ъ" в двух крупных (входят в тройку лидеров) БКИ. По данным БКИ "Эквифакс", с начала года количество компаний, запрашивающих данные о сотрудниках, выросло с 18 до 50 шт. "На постоянном мониторинге у нас находятся 140 тыс. сотрудников,— говорит заместитель гендиректора "Эквифакса" Игорь Лисянский. — С начала года ежемесячное число запросов от работодателей выросло с 10 тыс. до 30 тыс.". По словам заместителя гендиректора ОКБ Николая Мясникова (к сервису подключено около 40 компаний), за год их число увеличилось вдвое. В НБКИ (входит в топ-3) сообщили, что избирательно подходят к взаимодействию с работодателями: "Говорить о серьезных объемах или динамике передачи достаточно сложно".

Представители БКИ отмечают, что компании проверяют кредитные истории как при приеме на работу, так и по действующим сотрудникам. Мониторинг позволяет видеть изменения долговой нагрузки сотрудника, в частности узнавать о факте получения им кредита или возникновения просрочки. Согласно закону, запросить кредитную историю можно при наличии согласия субъекта. Для лиц, не являющихся кредиторами, срок действия согласия — два месяца. БКИ уверяют, что предоставляют данные работодателям только при наличии согласия сотрудника.

Кредитные истории сотрудников важны для работодателей. По словам господина Лисянского, рост спроса на кредитные истории сотрудников обусловлен существенно возросшей долговой нагрузкой граждан. По данным Росстата, уровень реальных располагаемых денежных доходов населения за январь--октябрь текущего года составляет 94,7% от уровня прошлого года. По данным ЦБ, объем просроченной задолженности физлиц с начала года вырос на 25 млрд, до 888 млрд руб. "С помощью кредитных историй компании пытаются сократить риск внутреннего мошенничества,— отмечает господин Лисянский. — Такая практика распространена на Западе". "Кредитная история воспринимается работодателем как дополнительный штрих...— отмечает Николай Мясников.— Высокая нагрузка, когда более 50% доходов уходит на платежи по кредитам, может говорить о том, что сотрудник не способен эффективно управлять средствами, просрочки говорят о недисциплинированности, а большое количество кредитов без платежей и частые запросы на кредиты могут быть сигналом о мошенничестве".

Возможностью запроса кредитных историй интересуются крупные компании — производственные, промышленные, строительные, торговые, финансовые, с большими службами безопасности, отмечают в БКИ. В основном проверяют материально-ответственных сотрудников (финансистов, отдел закупок, отдел продаж), а также менеджмент, говорит Николай Мясников. Опрос "Ъ" показал, что не все компании, пользующиеся услугами БКИ для проверки сотрудников, готовы афишировать этот факт. Но есть и те, кто не скрывает заинтересованности. По словам гендиректора А ГРУПП Алексея Зайцева, компания проверяет кредитные истории топ-менеджмента и материально-ответственных лиц при приеме на работу. "Как крупная финансовая организация для минимизации рисков мы проводим проверки данных по будущим членам нашей команды, возможно, и с помощью информации от БКИ",— сообщили в Промсвязьбанке.

Подобные проверки не противоречат закону при согласии сотрудника, указывают юристы. "Трудовой кодекс не регламентирует возможность запроса работодателем такой информации, — поясняет руководитель практики трудового права Goltsblat BLP Надежда Илюшина.— Если сотрудник подписывает согласие, то препятствий нет". Впрочем, по факту, не дав согласия, сотрудник может не получить работу или расстаться с должностью. "Если работник не хочет раскрывать данные, он вправе дать отказ,— отмечает глава КА "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго.— Если же впоследствии последует увольнение, нужно подавать жалобу в прокуратуру, в трудовую инспекцию и в суд — шанс выиграть дело максимально велик, но, как правило, сотрудники редко борются за свои права".

Источник: kommersant.ru

Динамика роста дебиторской задолженности и новые инструменты работы с потребителями

По состоянию на 21 ноября 2016 года задолженность на оптовом рынке электроэнергии и мощности достигла отметки в 60,7 млрд рублей (задолженность по ценовым зонам составила 59,25 млрд рублей, по неценовым зонам — 1,45 млрд), превысив уровень исторического максимума, зафиксированного в марте 2013 года.

Андрей РОМАНЧУК, председатель Правления Ассоциации «Надёжный партнёр»

Возвращение к историческим максимумам задолженности на оптовом рынке произошло, главным образом, за счёт неплатежей гарантирующих поставщиков Северного Кавказа. С начала года задолженность на ОРЭМ выросла на 5,5 млрд руб., прирост задолженности гарантирующих поставщиков СКФО составил за этот период 5,3 млрд При этом уровень расчётов на оптовом рынке без учёта Северного Кавказа близок к 100 %.

Задолженность на розничном рынке с начала года увеличилась на 32,3 млрд руб. и составила 212,6 млрд по состоянию на начало октября 2016 года. При этом темпы прироста задолженности на РРЭ в 2016 году были ниже, чем в 2015 году — 17,9 % против 20,1 % соответственно. Лидируют по приросту задолженности на розничном рынке регионы СКФО, наибольшие темпы зафиксированы в Ингушетии, Чечне и Дагестане. В этих регионах уровень оплаты электроэнергии не доходит до планки в 80 %.

Основными должниками на РЭЭ по-прежнему остаются предприятия ЖКХ, бюджетные потребители и население, на них приходится больше половины прироста задолженности.

В настоящее время финансовые гарантии в неценовых зонах ОРЭМ применяются только на объём перетока с первой ценовой зоной и гарантируют исполнение обязательств по договорам РСВ и БР перед поставщиками первой ценовой зоны, что составляет не более 11 % от объёма обязательств (для Республики Коми и Архангельской области). В неценовых зонах Дальнего Востока и Калининградской области финансовые гарантии не применяются. Механизм предоставления финансовых гарантий в неценовых зонах может заработать в период март-апрель 2017 года, такое решение принято на очередном заседании Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет Рынка» в ноябре 2016 года.

По состоянию на 28 ноября 2016 года, задолженность только ПАО «Архэнергосбыт» перед ОАО «ТГК-2» составила 670 млн руб. Введение на территории неценовых зон оптового рынка механизма предоставления финансовых гарантий по аналогии с ценовой зоной ОРЭМ, является единственным разумным методом гарантирования оплаты со стороны гарантирующего поставщика электроэнергии.

По данным Минстроя России совокупный объём долгов регионов России за услуги жилищно-коммунального хозяйства составил на сегодняшний день 1 трлн 86 млн руб. Вовремя оплачивают счета за услуги ЖКХ только примерно 60—65 % населения, остальные — через месяц, два, три. Долги управляющих компаний перед поставщиками энергоресурсов приблизились к 270 млрд рублей.

Вопрос лишения лицензии управляющих компаний, допускающих рост дебиторской задолженности за поставленные энергоресурсы, остаётся в актуальной повестке дня.

Законопроект о прямых расчётах граждан с ресурсоснабжающими организациями может быть рассмотрен Госдумой РФ в осеннюю сессию. Точкой преткновения в рассмотрении проекта закона о прямых расчётах стал вопрос регионов (в том числе и Москвы), в которых системы ЕРЦ работают эффективно и переход на прямые расчёты не требуется. Реальным преодолением развилки может быть решение, предложенное в рассмотрении законопроекта, предусматривающего переход на тарифообразование по методу альтернативной котельной, а именно решение руководства региона о применении той или иной модели расчётов. Такое решение, безусловно, потребует введения постоянного мониторинга за расчётами в субъектах Российской Федерации с федерального уровня и включение уровня расчётов за энергоресурсы в критерии оценки эффективности деятельности руководителей регионов страны. Мы прекрасно знаем, что даже в текущей нормативной конструкции, по многим регионам присутствует высокий уровень расчётов на розничном рынке. В качестве примера можно привести Приморский край, Удмуртию, Мурманскую, Вологодскую, Костромскую, Тамбовскую, Кемеровскую области, Еврейскую автономную область.

Сейчас наиболее действенной мерой воздействия на неблагонадёжного контрагента по прежнему остаётся введение режима ограничения или отключения от энергоснабжения. Именно поэтому отраслевое сообщество надеется на скорое принятие нормативных правовых актов в рамках реализации 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», предусматривающих возможность ограничения энергоснабжения «неотключаемых» потребителей, а также определение ответственности за нарушение режима ограничения и упрощение и сокращение сроков процедур ограничения и прекращения энергоснабжения потребителей, нарушающих платёжную дисциплину.

Стоит отметить, что внедрение расчётов через единые расчётно-кассовые центры (ЕРКЦ) само по себе не может рассматриваться альтернативой прямым расчётам. Присутствует необходимость закрепления чётких критериев соответствия требованиям, предъявляемым к организациям, выполняющим данный вид деятельности. Я бы сказал, что только организации, напрямую заинтересованные в увеличении собираемости и повышении эффективности системы начисления и сбора денежных средств, могут выступать учредителями и организаторами деятельности ЕРКЦ. На территории региона этим критериям отвечают только гарантирующий поставщик электроэнергии и единая теплоснабжающая организация. В случае, когда функцию ЕРКЦ пытаются передать независимой организации, высока вероятность увеличения расходов на данную функцию, даже по сравнению с расходами на содержание собственных абонентских служб. Подобные инициативы сейчас рассматриваются на уровне многих регионов, в связи с чем усматривается явная необходимо утверждения требований к ЕРКЦ в федеральной нормативной базе.

Пока законодатели и регулятор отрасли ведут дискуссию и готовят нормативные и законодательные акты по укреплению платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов, энергетики находят новые способы работы с должниками, однако далеко не все энергокомпании применяют полный спектр разрешённых законом средств и мер воздействия на неблагонадёжного потребителя.

Так, пени за несвоевременную оплату начисляются только через месяц просрочки, что позволяет собственникам затянуть процесс оплаты. Конечно, большинство граждан исполняют свои платёжные обязательства, однако не всегда в срок. В этом случае угроза передачи данных в бюро кредитных историй служит дополнительным фактором своевременного исполнения обязательств. К сожалению, пока данные о наличии просроченной дебиторской задолженности физического лица могут быть переданы в бюро кредитных историй только в случае наличия вступившего в силу решения суда. Проект «Надёжный партнёр» выступил инициатором обсуждения внесения изменений в Закон «О кредитных историях», допускающих передачу в бюро кредитных историй не только данных о лицах, в отношении которых есть вступившее в силу решение суда, но и всех потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе исполняющих свои обязательства в срок. Заметим, что таких большинство, а значит платёжная история граждан, вовремя оплачивающих коммунальные счета, будет улучшаться, а кредитные организации получат дополнительный инструмент для оценки потенциальных заёмщиков.

Конечно, это изменение может негативным образом повлиять на кредитную историю «забывчивых» граждан, оплачивающих счета с задержкой на месяц и более, однако не перешагивающих грань уклонения от исполнения обязательств. Возникнет дополнительный стимул рассчитываться в установленные законом сроки, а граждане, ранее допустившие незначительное нарушение платёжной дисциплины в отношении расчётов по кредитам, смогут, просто вовремя расплачиваясь с энергетиками, поправить свою кредитную историю.

Другим способом работы с потребителями энергетических ресурсов являются часто публикуемые на сайтах энергокомпаний «белые» и «чёрные» списки потребителей энергоресурсов. К сожалению, данные публикации имеют малую эффективность в связи с тем что не находят своего потребителя и данных о платёжной дисциплине конкретной организации. Заинтересованными организациями в данном случае выступают банки, страховые компании, контрагенты организации, сведения о которой обличены.

Многие энергокомпании уже присоединились к проекту «Мониторинг платежей», который позволяет донести сведения о платёжной дисциплине потребителя до целевой аудитории в рамках системы СПАРК. Существует несколько аспектов, в которых реализация системы мониторинга будет интересна для предприятий электроэнергетики. Во-первых, конечно, это вопрос выставления приоритетов в оплатах и сокращения срока расчётов. Контрагент будет скорее платить организации, участвующей в обмене данными, чем тем, кто замыкает сведения внутри.

Важно отметить, что система будет работать только при активном информационном взаимодействии с потребителями. Крайне важно отработать систему размещения информации о передаче данных в центрах обслуживания клиентов, на платёжных документах, на корпоративных сайтах и в публикациях в региональных СМИ.

«Оцифровывание» платёжной дисциплины различных участников рынка и систематизация этих данных позволят увидеть «слабые звенья» в цепочке платежей в ТЭК. Можно проводить факторный анализ, оценивать влияние тех или иных мероприятий или событий на изменение уровня платёжной дисциплины.

Ценность «Мониторинга платежей» в его независимости. Система оценивает не потенциалы и мнения, а конкретные факты, раскрывает широкие возможности для анализа состояния контрагента с целью принятия решений о дальнейших действиях по взысканию задолженности, потенциалу дефолта или банкротства.

С точки зрения компаний, оказывающих услуги и поставляющих товары для энергетики, на мой взгляд, риски несвоевременных расчётов заказчика тоже крайне важныпри определении стоимости товара или услуги, да и самой целесообразности участия в торгах. Проект «Надёжный партнёр» предлагает всем энергетикам включить требование к отсутствию у потенциального исполнителя задолженности по энергоресурсам в конкурсную документацию. Такой фактор станет дополнительным стимулом к своевременным расчётам, а данные о наличии задолженности можно подчерпнуть из «СПАРК- Мониторинг платежей». 223-ФЗ, регулирующий процедуры проведения конкурсов и торгов у предприятий, осуществляющих регулируемые виды деятельности, позволяет включение данного требования.

В настоящее время на площадке международной информационной группы «Интерфакс» ведётся подготовка Федерального рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню дебиторской задолженности за энергетические ресурсы. Методика рейтинга обсуждается с ведущими отраслевыми объединениями: Ассоциацией «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний», Ассоциацией «Совет производителей энергии», «Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения». Выход первого рейтинга запланирован на второй квартал 2017 года.

Независимый анализ и верификация данных о платёжной дисциплине потребителей энергоресурсов в субъектах страны может стать инструментом мониторинга эффективности принимаемых законодательных мер, направленных на сокращение уровня дебиторской задолженности и определения уровня дебиторской нагрузки на предприятия ТЭК и факторного анализа ситуации в конкретном регионе, муниципальном образовании или предприятии.

Дорогие друзья, мы постараемся оперативно информировать Вас о развитии наших инициатив и изменениях в нормативной и законодательной базе!

Логотип

ВС РФ уточнил критерии должной осмотрительности по сделкам с недобросовестными компаниями

Количество российских компаний, которые признаются банкротами, устойчиво увеличивается все последние месяцы, в 2014 году оно выросло по сравнению с предыдущим годом почти на 20% - до 14 514, свидетельствуют данные Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

Москва. 2 декабря. ИНТЕРФАКС - Экономколлегия Верховного суда РФ в деле компании "Центррегионуголь" объяснила критерии реальности сделок и должной осмотрительности по сделкам с недобросовестными поставщиками. Это поможет формализовать критерии необоснованной налоговой выгоды и повысит предсказуемость для всех участников налоговых правоотношений и судей, считает эксперт.

Налоговая служба проверила работу ООО "Центррегионуголь" за 2011-2014 годы и начислила почти 4 млн рублей недоимки по налогу на прибыль, 3,57 млн руб. недоимки по НДС, пени и 1,45 млн руб. штрафа за работу с участием фирм-однодневок. "Центррегионуголь" оспорил это решение в суде. Арбитражный суд Москвы и апелляционный суд встали на сторону компании, однако кассация отменила это решение и приняла сторону ФНС. Компания обратилась в Верховный суд.

Подозрения со стороны налоговиков вызвали операции по покупке товаров у ООО "Терминал". "Центррегионуголь" продает угольную продукцию разных марок, в том числе уголь марки ССПК, который в то время закупал у "Терминала". В ходе проверки налоговая установила, что у этого контрагента нет управленческого и технического персонала, основных и транспортных средств, производственных активов и складских помещений, и сделала вывод о получении необоснованной налоговой выгоды при покупке угля у "Терминала" за счет налоговых вычетов, указывает Верховный суд. Документы о покупке, представленные "Центррегионуглем", инспекция посчитала недостоверными.

На покупку угля у "Терминала" пришлось более 90% от всего объема угля налогоплательщика, который тот продавал различным контрагентам - конечным потребителям, в том числе, по госконтрактам. У компании были удостоверения о качестве угля по спорным партиям, а инспекция не отрицала последующую продажу, поэтому суды первых двух инстанций сочли доказанным наличие обоснованной необходимости в привлечении поставщика и реальность поставки товара.

Суды указали, что поставка шла железнодорожным транспортом непосредственно в адрес конечных потребителей, и отклонили довод инспекции об отсутствии у "Терминала" ресурсов для этих операций. Заключение почерковедческой экспертизы, полученное во время проверки, признали недопустимым доказательством из-за нарушений методики, а значит довод инспекции о ненадлежащих товарных накладных и счетов-фактур, полученных от "Терминала", остался недоказанным. Суды пришли к выводу, что компания проявила должную осмотрительность при выборе контрагента, а налоговая не смогла это опровергнуть.

Суд кассационной инстанции отменил предыдущие акты и вынес решение в пользу налоговой. По мнению судьи, предыдущие инстанции необоснованно придали значение обстоятельствам, которые не опровергают тот факт, что операции по поставке угля не могли выполняться реально, о чем, прежде всего, свидетельствует отсутствие у "Терминала" необходимых условий для экономической деятельности.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда не может согласиться с этим постановлением, говорится в определении ВС. Признать реальность понесенных расходов при исчислении налога на прибыль и налоговых вычетов можно, только если операции происходили на самом деле. Если налоговая не согласна с реальностью сделки, то она должна доказать невозможности осуществления спорных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства или оказания услуг, напоминает ВС.

Суды первых двух инстанций оценили обстоятельства поставки каждой партии угля (документы о качестве товара от изготовителя, перевозку по железной дороге, разгрузку товара на станциях для передачи потребителям). Кассация не согласилась с этими выводами, но не указала, в чем они противоречили фактическим обстоятельствам, и ограничилась общим замечанием о том, что у контрагента не было условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Сами о себе противоречия в доказательствах и уклонение от уплаты налогов со стороны поставщиков первого, второго и других звеньев не могут вызывать негативные последствия для покупателя товара. По условиям делового оборота при выборе контрагента предприниматели оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность, риск неисполнения обязательств, предоставление обеспечения, производственные ресурсы и опыт, отмечает ВС.

В этом деле суды установили, что при заключении договора представитель "Терминала" сообщил компании о способе поставки угля ("Терминал" привлек для перевозок ООО "САРК", представители обеих компаний это подтвердили), а значит у ООО "Центррегионуголь" не было оснований сомневаться в исполнении договора. Цена покупки соответствовала рыночному уровню, что при отсутствии иных доказательств позволяет сделать вывод о сделке на обычных условиях, пишет ВС.

Верховный суд также не нашел доказательств того, что во время проверки налоговая приняла меры по устранению противоречий между полученными от производителя угля сведениями о покупателях угля и данными о перевозке этого товара железнодорожным транспортом по заказу общества "Терминал". "Инспекция ограничилась анализом движения денежных средств по счетам "Терминала" и контрагентов последующих звеньев, не установив, каковы признаки сопричастности к этому налогоплательщика - покупателя товаров, по какой причине исключается причастность к данным действиям изготовителя товара", - говорится в определении.

В конце ноября ВС отменил постановление кассации и оставил в силе решения первых двух инстанций (опубликовано 30 ноября).

Тема недобросовестности контрагентов, необоснованной налоговой выгоды и оценка доказательств в спорах по "однодневкам" лидируют в налоговых спорах: судебная практика очень строго и жестко подходит к налогоплательщикам, зачастую устанавливая для них недостижимые стандарты доказывания своей добросовестности, рассказал "Интерфаксу" партнер Taxology Алексей Артюх.

"Основные выводы этого решения: одно только противоречие в документах не опровергает реальность операции, если есть другие доказательства; должная осмотрительность имеет обязательное значение, по сути, лишь при подтверждении права на налоговые вычеты; налогоплательщик не должен нести ответственность за контрагентов второго, третьего и последующих звеньев, если не была установлена согласованность их действий. К сожалению, в последнее время в практике налоговых органов и арбитражных судов наметился отход от этой понятной и разумной позиции", - поясняет юрист.

Не менее важным является напоминание о том, что инспекция должна доказать, что налогоплательщик непременно должен был знать о налоговых нарушениях своего контрагента, отмечает А.Артюх. "Это определение может помочь пресечь размытие толкования понятия "реальность хозяйственной операции", от искажения которого в судах страдают компании по всей стране. Можно ожидать если не сокращения количества споров, то хотя бы некой формализации критериев необоснованной налоговой выгоды и предсказуемости для всех участников налоговых правоотношений и судей, хотя времена, когда можно было выиграть налоговый спор, ссылаясь только на пороки доказательств инспекции, давно ушли в прошлое", - оговаривается он.

Логотип

В 2016 году налоговые органы предотвратили регистрацию почти 15 тысяч фиктивных компаний

В 2016 году почти в 15 тысячах случаев предотвращена незаконная регистрация фиктивных юридических лиц. Добиться таких результатов удалось благодаря отказам в регистрации компаний, по которым установлена недостоверность заявленных сведений.

Также налоговые органы активно выявляют недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, внося в Реестр соответствующие записи. На данный момент в Реестр внесено более 18 тысяч таких записей.

Их наличие в ЕГРЮЛ, во-первых, предупреждает добросовестных лиц о рисках при взаимодействии с компаниями, сведения об адресе, участнике или руководителе которых недостоверны, а во-вторых, ограничивает возможность органов управления организации, в отношении которой внесена соответствующая запись, выступать руководителем или участвовать в других юридических лицах.

В то же время добросовестные компании только выиграют от повышения качества информации в ЕГРЮЛ, ведь именно здесь они могут получить реальные сведения о своих контрагентах.

Основная цель ФНС России по повышению качества работы в этом направлении заключается в противодействии возникновению фиктивных компаний, и создании условий для здоровой конкуренции.

Источник: nalog.ru

Логотип

Обменивайтесь данными. Улучшайте платежную дисциплину

Платежная дисциплина продолжает оставаться одной из главных проблем российского общества, хотя чаще всего о ней принято вспоминать при обсуждении тем жилищно-коммунального хозяйства и энергетического комплекса страны.

Кредитная история

Для этого есть повод. Можно сказать, что платёжная дисциплина в этих отраслях просто отсутствует. И это не будет большим преувеличением. В связи с огромными долгами государство в 2015 году предоставило возможность предприятиям жилищно-коммунального и энергетического комплексов передавать данные о злостных неплательщиках, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда, в Бюро кредитных историй (БКИ). Однако, этим правом пользуются в основном предприятия ЖКХ.

Пени за несвоевременную оплату начисляются только через месяц просрочки, что позволяет собственникам затянуть процесс оплаты. Конечно, большинство граждан исполняют свои платежные обязательства своевременно, но есть множество других, менее законопослушных потребителей.

По данным НБКИ, более 70% злостных неплательщиков за коммунальные услуги являются активными заемщиками. В среднем такие граждане набирают по девять кредитов, три из которых являются активными и в настоящее время. Как показывает практика, платежная дисциплина таких заемщиков крайне низка: 78,83% должников за коммунальные услуги обслуживают кредиты с нарушениями. Соответственно, существует прямая зависимость между кредитной активностью граждан и исполнением обязательств по оплате энергоресурсов.

Есть и другая категория должников – забывчивые, которые рассчитываются только после напоминания или уведомления о возможном введении ограничения энергоснабжения. В этом случае, угроза передачи данным в БКИ служит дополнительным фактором исполнения обязательств в срок.

Одним из выходов по улучшению ситуации с платежной дисциплиной является ужесточение требований к различным финансовым организациям, которые дают населению небольшие деньги под гигантские проценты. На законодательном уровне подобные меры уже прописаны, вопрос встал за реализацией – обработка огромного массива информации требует современных и эффективных инструментов.

Цивилизованные рейтинги

Для решения проблемы, чаще всего идут по пути «закручивания гаек», вводя новые штрафы и пени. Между тем, есть и другие способы укрепления платежной дисциплины, которые незаслуженно отходят на второй план. Например, система обмена данными «СПАРК-Мониторинг платежей».

Развертывая эту систему в секторе электроэнергетики, мы хотим показать, что многие проблемы возможно решить за счет объединения усилий самих участников рынка и даже без отдельных бюджетов, – Алексей Морсин, руководитель направления «Мониторинг платежей» Группы «Интерфакс».

Существует несколько аспектов, в которых реализация системы мониторинга будет интересна для предприятий электроэнергетики. Например, «оцифровывание» платежной дисциплины различных участников рынка и систематизация этих данных позволят увидеть «слабые звенья» в цепочке платежей в ТЭК. Можно проводить факторный анализ, оценивать влияние тех или иных мероприятий или событий на изменение уровня платежной дисциплины.

Немаловажен и профилактический нюанс. Он уже используется, но «публикация поставщиками ресурсов списков недобросовестных потребителей-должников на корпоративных сайтах как инструмент морального воздействия не очень эффективна, поскольку труднодоступна, а зачастую и малоинформативна из-за невозможности однозначно идентифицировать должника».

Переход от разрозненных «черных списков» к цивилизованным рейтингам платежной дисциплины, собранным в одном месте и доступным «целевой аудитории» в лице банков, страховых компаний, СМИ, органов государственной власти и служб безопасности предприятий и организаций, усиливает давление на должника. А добросовестному потребителю позволяет укрепить репутацию, – Алексей Морсин.

Еще одним важным параметром «Мониторинга платежей» являются инструменты для организации контроля. Работой с дебиторской задолженностью зачастую занимаются сразу несколько подразделений. От того, насколько тесно они взаимодействуют, как организованы информационные потоки и правильно ли спланированы ресурсы на работу с задолженностью, может зависеть исход дела. Ведение обширной базы потребителей и контроль за их взаимодействием, требуют автоматизации процесса, создания эффективной площадки для совместной работы подразделений. Эти возможности уже предусмотрены для участников в рамках системы.

Мониторинг платежей

Председатель правления Ассоциации «Надежный партнёр», советник по внешним коммуникациям ОАО «ТГК-2» Андрей Романчук отметил существенную разницу между Бюро кредитных историй и системой «Мониторинг платежей».

Если БКИ является эффективным инструментов воздействия на неблагонадежных потребителей - физических лиц, то «Мониторинг платежей» работает с юридическими лицами, долги которых имеют превалирующую долю в структуре дебиторской задолженности энергокомпаний, - Андрей Романчук.

«Мониторинг платежей» является по сути независимым арбитром платежной репутации организаций, которая в сложных экономических условиях должна стать безусловным фактором при определении исполнителя по договорам поставок товаров и оказания услуг для энергетиков. Андрей Романчук добавил, что при этом работает и обратная ситуация:

С точки зрения компаний, оказывающих услуги и поставляющих товары для энергетики, на мой взгляд, риски несвоевременных расчетов заказчика тоже крайне важны при определении стоимости товара или услуги, да и самой целесообразности участия в торгах. Проект «Надежный партнер» предлагает всем энергетикам включить требование к отсутствию у потенциального исполнителя задолженности по энергоресурсам в конкурсную документацию. Такой фактор станет дополнительным стимулом к своевременным расчётам, а данные о наличии задолженности можно подчерпнуть из «СПАРК- Мониторинг платежей» – конечно, при условии их своевременной загрузки коллегами-энергетиками из других регионов и отраслей ТЭК.

Эксперт уверен, что для благонадежных контрагентов передача данных в систему будет приятным бонусом в виде положительной, независимой оценки платежной репутации, на которую обратят внимание банки, страховщики и деловые партнеры.

Ценность «Мониторинга платежей» в его независимости. Система оценивает не потенциалы и мнения, а конкретные факты, раскрывает широкие возможности для анализа состояния контрагента с целью принятия решений о дальнейших действиях по взысканию задолженности, потенциалу дефолта или банкротства, – Андрей Романчук.

Важно отметить, что система будет работать только при активном взаимодействии с потребителями. Крайне важно отработать систему размещения информации о передаче данных в центрах обслуживания клиентов, на платежных документах, на корпоративных сайтах и в публикациях в региональных СМИ.

Верификация данных о платежной дисциплине потребителей энергоресурсов и построение платежных цепочек, может стать эффективным инструментом мониторинга эффективности принимаемых законодательных мер, направленных на сокращение уровня дебиторской задолженности и определения уровня дебиторской нагрузки на предприятия ТЭК. На основании фактических данных, можно принимать управленческие решения, строить прогнозы и формировать планы по собираемости денежных средств и привлечению кредитных ресурсов для погашения кассовых разрывов.

Дополнительно стоит отметить, что Проект "Надежный партнер" выступил инициатором обсуждения внесения изменений в Закон "О кредитных историях", допускающих передачу данных в бюро кредитных историй не только данных о лицах, в отношении которых есть вступившее в силу решений суда, но и всех потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе исполняющих свои обязательства в срок. Заметим, что таких большинство, а значит платежная история граждан, вовремя оплачивающих коммунальные счета, будет улучшаться, а кредитные организации получат дополнительный инструмент для оценки потенциальных заемщиков.

Конечно, это изменение может негативным образом повлиять на кредитную историю "забывчивых" граждан, оплачивающих счета с задержкой на месяц и более, однако не перешагивающих грань уклонения от исполнения обязательств. Возникнет дополнительный стимул рассчитываться в установленные законом сроки, а граждане ранее допустившие незначительное нарушения платежной дисциплины в отношении расчетов по кредитам, смогут просто вовремя расплачиваясь с энергетиками поправить свою кредитную историю.Работа системы «Мониторинг платежей» соответствует российскому законодательству, использование информации в недобросовестных целях исключено, клиентская база участников не раскрывается. В рамках системы собирается и анализируется как негативная, так и позитивная платежная информация.

Первый опыт

Несмотря на то, что система обмена данными существует уже более пяти лет, первый опыт её использования энергетической компанией появился совсем недавно. Одним из пионеров в этой сфере стало ОАО «ТГК-2». Предприятие около полугода является участником системы «СПАРК-Мониторинг платежей».

Формирование единой системы мониторинга платежной дисциплины позволит наглядно показать всю цепочку платежей в ТЭК и ее уязвимые места, а также послужит дополнительным фактором оценки информационной открытости компании, – Петр Зарубин, первый заместитель генерального директора - директор по коммерческим вопросам ОАО «ТГК-2».

В октябре к системе подключилась «Рязанская энергетическая сбытовая компания», которая входит в группу компаний «РусГидро». Работа энергосбытовых компаний с дебиторской задолженностью имеет свои особенности, ведь окончательный расчет за потребленную электроэнергию осуществляется, в большинстве случаев, на условиях постоплаты, а статус гарантирующего поставщика не позволяет отказать в обслуживании потребителям, платежеспособность которых вызывает сомнения.

Данная система позволит нам выстраивать более гибкую политику в отношении наших клиентов, иметь по ним расширенную и что самое важное, консолидированную информацию, в том числе по ситуациям, связанным с банкротством, реорганизацией или прекращением хозяйственной деятельности, – Сергей Кузьмин, генеральный директор ПАО «РЭСК».

ОАО «ТГК-2» и ПАО «РЭСК» стали первыми энергокомпаниями, принявшими публичный статус в системе «Мониторинг платежей». Всего же в систему передают данные десятки энергокомпаний и сотни предприятий других отраслей экономики, но потребители об этом не узнают, до тех пор, пока сами компании не раскроют этот факт.

Сохранить экономическую безопасность

«Интерфакс» развивает систему «СПАРК-Мониторинг платежей» с 2011 года. Главные её задачи: укрепление платежной дисциплины, снижение просроченной дебиторской задолженности и рисков работы на условиях отсрочки платежа. Система функционирует за счет взаимного обмена данными между участниками системы – поставщиками товаров и услуг, которые ежемесячно сообщают о своевременности исполнения финансовых обязательств их клиентами. Такой обмен информацией мотивирует партнеров внимательнее относиться к выполнению договорных обязательств, поскольку формируемая «платежная история» становится доступна другим участникам рынка, в том числе страховым и кредитным организациям, а также органам власти.

Для энергетических компаний особенно важно обеспечить работу по профилактике возникновения дебиторской задолженности и сокращения сроков оплаты, прогнозировать развитие ситуации для своевременного принятия необходимых мер, направленных на сохранение экономической стабильности, выявлять слабые места в системе управления дебиторской задолженностью. Функционал системы «Мониторинг платежей» обеспечивает такие возможности, – Владимир Герасимов, первый заместитель генерального директора Группы «Интерфакс».

В заключение добавим, что за основу при запуске системы был взят многолетний опыт развития подобных программ в более чем 40 странах мира. Её техническая реализация осуществлена на базе «СПАРК» – крупнейшей информационно-аналитической системы по компаниям России и ряда стран СНГ, которая используется тысячами компаний различных отраслей, в том числе большинством банков и страховых организаций. Участие в системе «Мониторинг платежей» не требует дополнительных затрат от компаний.

Источник: communal-control.ru

Логотип

В сложной аналитике нужно быть не только постановщиком задачи, но зачастую и разработчиком

Если посмотреть на изменение структуры решаемых с помощью ИТ задач, нетрудно заметить, что в этом спектре неизменно растет доля аналитических задач, смысл которых можно в самом общем виде определить таким образом: получение на основе некой исходной фактической информации качественно новых знаний, которые помогают оптимизировать или даже коренным образом улучшить процесс принятия решений. При этом расширение сферы применения аналитических методов идет, как обычно, одновременно по разным направлениям. С одной стороны, аналитика применяется для решения все более сложных и ответственных задач, а с другой — аналитические средства становятся доступными и необходимыми не только для «элитных» потребителей, но и для массового рынка.

Одним из примеров применения бизнес-аналитики в относительно новых сферах и ее выхода на массовый уровень является проект СПАРК, уже более десяти лет развиваемый российским информационным агентством «Интерфакс» и получивший очередной толчок в виде совместного с фирмой «1С» проекта «1Спарк-Риски» (соглашение о сотрудничестве было подписано в июне на Петербургском международном экономическом форуме). О том, как современная аналитика, в том числе методы больших данных, могут применяться для повышения эффективности и надежности экономических отношений участников рынка, обозревателю PC Week Андрею Колесову рассказал генеральный директор службы финансовой и экономической информации Международной информационной группы «Интерфакс» Сергей Яковлев.

PC Week: Как бы вы охарактеризовали смысл задач бизнес-аналитики и в чем заключается специфика Big Data?

Сергей Яковлев: Задача заключается в том, чтобы извлечь новые полезные знания из постоянно растущего объема информации, которая поступает из самых разных источников. Ежегодно объем сведений о бизнесе увеличивается на 50-70%, это постоянно расширяющийся вал структурированных и неструктурированных данных. После очистки от информационного шума из них можно и нужно извлекать знания.

Чтобы решить эту задачу, приходится двигаться сразу по нескольким направлениям. Во-первых, внедрять более эффективные технологии поиска, сбора и мониторинга, охватывающие весь массив данных. Во-вторых, использовать ETL-технологии для очистки и анализа этих данных. В-третьих, инвестировать в повышение качества данных и вручную дособирать недостающие для полноты картины элементы. Наконец, последняя и, пожалуй, самая непростая задача — идентифицировать данные, сводя неструктурированную информацию со структурированной, что в дальнейшем позволит найти нужные взаимосвязи и реально обогатить наши данные.

Получается, что нам необходимо извлечь из собранных данных крупицы нужной нам информации на фоне большого шума. Например, любые сигналы о деятельности конкретной компании, которые позволяют нам распознавать компании-однодневки и реально действующие предприятия. При этом нужно решать типичные для любой сложной задачи проблемы — осваивать новые технологии, нанимать хороших программистов, математиков, лингвистов, а с этим всегда непросто. И, конечно, надо иметь компетенции в прикладной области, понимать, что требуется нашим клиентам, чтобы тратить силы на извлечение тех крупиц информации, которые реально нужны и помогают в принятии ими решений.

PC Week: В чем суть задач, решаемых с помощью системы СПАРК?

С. Я.: Российская экономика всегда была зоной высоких рисков, а в последнее время все больше этих рисков из теории переходят в практику: от обвального падения цен на нефть до резкого роста шансов получить налоговые доначисления из-за присутствия в цепочке НДС фирмы-однодневки. Задача нашей системы — оценивать все виды рисков при работе с контрагентами. Конкретная организация должна понимать: при работе с фирмой-однодневкой есть очень высокая вероятность получить штраф от налоговой службы, которая может не признать платежи по контракту как расходы.

Но штрафа можно избежать, если компания покажет, что ее связь с фирмой-однодневкой была непреднамеренной. Более того, что вы не просто не знали о том, что ваш контрагент является «нехорошим» партнером, но и предпринимали шаги, чтобы убедиться в его благонадежности. Но если посмотреть арбитражную практику, то мы увидим, что доказать непреднамеренность связей с фирмами-однодневками налогоплательщикам в российских судах чрезвычайно трудно. Суть нашего сервиса заключается в том, что мы даем бизнесу не только инструмент, который позволяет выявить подозрительных партнеров, но и возможность документально доказать в суде, что проводилась проверка контрагента на предмет его добросовестности. И если определить уровень добросовестности всегда можно только с определенной вероятностью, то иметь для суда доказательства вашей непреднамеренности можно практически на сто процентов.

PC Week: Давайте для простоты будем говорить о самом частом случае недобросовестности — о фирмах-однодневках. Разве это так сложно — выявить типовой набор признаков и определять их в автоматическом режиме?

С. Я.: Тут ситуация в стиле «пушка и броня» или, точнее, «вирусы и лекарства». Мы находим лекарство против вируса, но вирус видоизменяется и нужно искать новое лекарство.

«Однодневки» за время массированной борьбы с ними научились мимикрировать и прятать свою сущность. Признаки, позволяющие ранее понять, что перед вами «однодневка», — массовый адрес регистрации, один директор на много компаний, отсутствие отчетности, маленький срок на рынке, уже не являются определяющими. Сегодня «однодневка» может иметь индивидуального директора, созданный с помощью конструктора сайт. Она даже может сдавать отчетность и платить налоги и формально не вызывать подозрений у налоговых органов.

Отличия надо искать глубже, внимательно исследуя большое число косвенных признаков. Благонадежную компанию отличают более сложные и в основном качественные показатели: «живой» сайт, обновляющиеся вакансии, реальные платежи, заключенные и исполненные госконтракты, наличие лицензий и т. п. Вот тут мы и приходим к большим данным: нужно использовать массы разных источников информации, раскиданных по Интернету или собранных в специализированных базах данных многочисленных госорганов. С помощью этого массива данных модель оценки благонадежности компаний пополнилась большим числом факторов, которые помогают отличить хорошие компании от плохих" и дают налогоплательщикам возможность распознать в контрагенте «однодневку» еще на этапе знакомства.

PC Week: Но если «однодневки» постоянно адаптируются к новым условиям, не получается ли, что мы гоняемся за тенью?

С. Я.: Да, гонка эта непростая, но эффект очевиден — тень эта постоянно уменьшается, т. е. бизнес-среда становится все более здоровой. Так изучаемый нами «Индекс должной осмотрительности» (ИДО) показывает, что число юрлиц с признаками «однодневности» снизилось за последние пять лет почти в три раза (до 650 тыс.) и составляет примерно до 15% от общего числа коммерческих компаний. Тем не менее риск столкнуться с токсичной компанией в России по-прежнему весьма велик. При этом для разных категорий компаний есть различные виды рисков и соответствующие индексы нужно рассчитывать по разным моделям.

Кроме изучения официальных источников информации, растущую роль играют, если можно так сказать, социальные методы, когда собираются и анализируются сведения от самих компаний об их контрагентах. Так, система «СПАРК-Мониторинг платежей» анализирует платежную дисциплину 500 тыс. российских компаний. В рамках этого сервиса, функционирующего с 2011 г., участники рынка обмениваются информацией о том, вовремя ли их контрагенты оплачивают текущие счета. Эти данные поступают в систему анонимно, в ней агрегируются и затем превращаются в рейтинг платежной дисциплины компании.

PC Week: Решение подобных задач — это не только современные технологии, но и довольно сложная математика. Какие методы тут применяются?

С. Я.: Да, все эти наши индексы и рейтинги — это очень интересная ИТ-задача, которая связана со статистическим анализом громадных массивов данных с использованием различных моделей и оценкой влияния значимости сотен факторов. Например, для построения ИДО мы тестировали логистическую регрессию, гибридную нейронечеткую сеть и многофакторную модель на основе бинарных деревьев. Модели тестировались на тщательно сформированных «плохих» и «хороших» выборках, составление которых — отдельная ИТ-задача: к примеру, нужно проанализировать определенную выборку решений арбитражных судов на контекст проявления должной осмотрительности, автоматически найти те решения, где победителем была ФНС, извлечь из найденных решений юрлиц и идентифицировать их. Результатом всей проделанной работы мы можем гордиться — предиктивные показатели индексов достаточно высокие. При этом сама модель акцептована аналитиками наших американских партнеров — компанией D&B, крупнейшим игроком на рынке баз данных для оценки кредитных рисков, а ее результаты используются в их продуктах по всему миру.

PC Week: И все же насколько эти проблемы являются актуальными для бизнеса? А если актуальны, то для каких категорий в первую очередь?

С.Я.: Что касается актуальности, то тут есть хороший комплексный показатель — динамика этого рынка. Так, по нашим оценкам, общий объем российского рынка информационных бизнес-систем, составляет более 3 млрд руб. и продолжает расти на 6–8% в год, несмотря на общий спад в экономике страны. Должен сказать, что рынок подобных систем начал формироваться примерно с 2000 г. и мы были одним из его пионеров. Базы данных для служб безопасности существовали и до этого, но они не были по-настоящему аналитическими, не объединяли столь широкого набора источников. Главное — они не были открытыми, так как содержали персональные данные, серые и просто нелегальные источники.

Повышение актуальности проверки контрагентов на благонадежность определяется двумя взаимосвязанными факторами: непосредственной заинтересованностью самой компании в том, чтобы, во-первых, иметь дело с проверенным партнером и, во-вторых, соответствовать требованиям регулятора. В упрощенном виде можно сказать так: чтобы не «попасть на деньги» в первом случае из-за того, что они могут пропасть вместе с контрагентом, во втором — в результате штрафа от ФНС.

Вполне понятно, что пользователями подобных открытых информационных бизнес-систем стали в первую очередь крупные предприятия, которые работали с множеством партнеров, благонадежность которых вручную проверить было просто невозможно. Необходимость в системной проверке контрагентов возникла после постановления пленума Высшего арбитражного суда от октября 2006 г., который ввел понятие «должной осмотрительности». Постепенно под давлением налоговиков проверка контрагентов превратилась в обязательную процедуру практически для всех компаний. Помимо необходимости проверять контрагентов у клиентов информационных систем стали формироваться и другие информационные потребности. Так, в большом числе законов и нормативных актов (о внешнеторговой деятельности, закупках, ПОД/ФТ) появилось требование проверки конечных бенефициаров. Мы ответили на это созданием сервиса по выявлению цепочки владельцев, в том числе — трансграничных, став фактически международной базой данных. По европейским странам в системе идентифицированы с помощью реестров этих стран в среднем 80–90% юридических лиц, являющихся владельцами долей в российских компаниях, и это позволяет обнаруживать дальнейшие трансграничные связи.

Одновременно с ростом спроса на такие задачи, конечно, развиваются сами сервисы. Сначала мы ориентировались на то, что пользователями наших сервисов будут специалисты-аналитики в компаниях, им нужно получать большой объем информации, которую они сами будут детально изучать. Но потом фокус начал смещаться в сторону бизнес-пользователя, например директора — ему нужно получать ответ на запрос в более просто виде, типа «да» или «нет». Это особенно важно для малых и средних компаний, у них аналитических отделов просто нет. По мере расширения числа клиентов и совершенствования технологий снижалась стоимость сервисов, они становились более доступными. Кроме того, мы разработали API, через них приложения заказчиков могут работать с функционалом наших сервисов в автоматическом режиме.

PC Week: Как организована эта работа в техническом и организационном плане? Какие источники информации вы анализируете, с какими организациями сотрудничаете?

С. Я.: Мы используем все доступные публичные данные и собираем информацию сами. Всего мы используем несколько сотен источников. Это открытые данные органов власти, данные из Интернета, с торговых площадок и бирж. Какие-то из этих источников платные, другие — бесплатные.

Если посмотреть на СПАРК с точки зрения базы данных и ее структуры, то на задачах проекта задействовано более 40 физических серверов в дата-центре. БД имеет размер около 20 Тб и зарезервирована таким образом, чтобы минимизировать время простоя в случае сбоя основных серверов. То есть у нас внедрено полное зеркалирование. В качестве СУБД используем Oracle, доказавшую свою надежность и обеспечивающую высокую производительность под нагрузкой в миллионы запросов в час. Серверы приложений объединены в кластеры, позволяющие балансировать нагрузку, что особенно важно в пиковые часы, и оперативно добавлять серверные мощности, когда это необходимо.

PC Week: А как реализован ваш лингвистически-математический аппарат? Вы используете какие-то сторонние продукты или что-то разрабатываете сами?

С. Я.: Сложная аналитика — это тема, где нужно быть не только постановщиком задачи, но зачастую и разработчиком, поскольку приходится сталкиваться с принципиально новыми проблемами. Приведу только один пример. Мы лет пять назад занялись задачей эффективного построения взаимосвязей между лицами, юридическими и физическими, и нахождения прямых и косвенных связей между двумя случайными лицами. Искали решения на стороне, протестировали десятки профессиональных программ (в основном иностранных), но так и не приблизились к решению. И в результате нужное ПО сделали наши собственные лингвисты-математики с параллельного проекта СКАН. В итоге на сегодня система анализа связей в СПАРК является уникальным промышленным решением класса графовых баз данных (т. е. систем, оперирующих понятиями узел — связь). В настоящий момент база содержит около 40 млн узлов, из них организаций — 12 млн, персон — 14 млн В качестве узлов в БД также загружены адреса и телефоны. Учитываются связи владения, управления, юридические адреса и т. п., общее количество связей всех типов — около 100 млн При этом в среднем организация имеет четыре-пять связей с другими узлами, а среднее количество связей у произвольного узла не превышает трех, т. е. граф в целом получился довольно разряженный.

PC Week: Вы уже упомянули о том, что вопросы экономической безопасности выходят за государственные границы. Как вы взаимодействуете со своими зарубежными контрагентами — сотрудничаете или конкурируете?

С. Я.: «Знай своего клиента» — это общепризнанная мировая практика, поэтому в данной сфере работают многие известные информационные компании. Крупнейшая из них — Dun & Bradstreet, с которой у нас создано совместное предприятие. Весьма актуальна в мире и тема оценки кредитных рисков, и тут России еще есть куда развиваться. В целом информационный рынок России в сегменте B2B идет туда же, куда и мировой, просто иногда с небольшим отставанием по времени.

Чтобы использовать лучший мировой опыт, применять самые современные наработки, мы создали в начале 2000-х систему партнерств. Это, например, кредитное бюро, где нашим партнером является ведущий мировой игрок в этом сегменте — Experian. Мы были, кажется, хорошими учениками и сегодня сами делаем системы, которые вполне выдерживают сравнение с мировыми аналогами. Если характеризовать в целом характер наших отношений с иностранными подобными системами, то сейчас это скорее партнерство, когда каждый больше занимается своим национальным информационным пространством, и в меньшей степени — конкуренция. Но при этом мы не намерены замыкаться только в рамках России, хотим продвигать свои разработки и за рубеж, тем более что у нас есть действительно передовые решения. Например, та же Dun & Bradsteet теперь во всем мире использует наши скоринги по российским компаниям. Ну а с системой X-Compliance мы стали первой российской компанией, которая вышла на международный рынок информационных систем в области противодействия отмыванию денег и борьбы с финансированием терроризма.

PC Week: Спасибо за беседу.

Источник: pcweek.ru